Блог проекта «Площадь Ногина»

Припять

Украина, Киевская область
О Припяти написано множество статей, снято бесчисленное количество видео, но почти все они основаны на эстетике заброшенного города.
Вместе с тем, Припять — одна из вершин советского градостроительства конца ХХ века.
Припять изначально проектировался вместе с Чернобыльской АЭС. Город-спутник появился на этом месте благодаря Постановлению Совета Министров СССР от 29 июня 1966 года, утверждавшем план ввода атомных станций в 1966—1977 годах. По этому плану нужно было задействовать энергетические мощности в размере 11 900 МВт. Получение большого количества экологически чистой электроэнергии было важнейшей потребностью растущей советской экономики. Одна из атомных электростанций должна была компенсировать дефицит электроэнергии в Центральном энергетическом районе — в Беларуси и Украине. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока новой атомной электростанции на Украине планировался в 1974 году, второго — в 1975 году. Сроки очень сжатые.

Для поиска пригодной и наиболее подходящей площадки под размещение атомной электростанции в 1965—1966 годах Киевским отделением проектного института «Теплоэлектропроект» были обследованы 16 пунктов в Киевской, Винницкой и Житомирской областях.

В итоге площадка под строительство была выбрана в 4 км от села Копачи Чернобыльского района, на правом берегу реки Припять в 15 км от города Чернобыль вблизи станции Янов железнодорожной линии Чернигов — Овруч.

Эта площадка была рекомендована Государственной комиссией и согласована с Киевским обкомом, Киевским облисполкомом, Министерством энергетики и электрификации УССР. 18 января 1967 года Коллегией Госплана УССР рекомендовано место размещения АЭС около села Копачи Киевской области. Будущей атомной станции дано название «Чернобыльская». 2 февраля 1967 года Постановлением Ц К КПСС и Совета Министров СССР утверждены рекомендации Госплана УССР о размещении АЭС около села Копачи Киевской области. Паралельно с этим началось проектирование города-спутника будущей Атомной станции. Но ещё предстояло выбрать место, где рядом с будущей АЭС удобней всего разместить новый населенный пункт.
«Его назвали Припятью по имени полноводной красавицы реки, которая, причудливо извиваясь голубой лентой, соединяет белорусское и украинское Полесье и несет свои воды седому Днепру. А своим появлением город обязан сооружению здесь Чернобыльской атомной электростанции имени В. И. Ленина. Начальные страницы летописи трудовой биографии Припяти написаны 4 февраля 1970 года, когда тут был забит строителями первый колышек и вынут первый ковш земли. Близость железнодорожной станции и автотрассы, наличие реки определили выбор этого места для создания первой на Украине атомной электростанции… 15 августа 1972 года в торжественной обстановке был уложен первый кубометр бетона в основание главного корпуса электростанции… Успехи в возведении станции неразрывно связаны с успехами в строительстве нового жилья, городских объектов социально-культурного и бытового назначения. В городе сооружены Дворец культуры, Дом книги, кинотеатр, гостиница, четыре библиотеки, школа искусств с концертным залом, комплекс медицинских учреждений, благоустроенные средние общеобразовательные школы, профтехучилище. Создана широкая сеть бытовых учреждений, столовых, кафе, магазинов. Построено свыше десятка детских садов. Строительству различных дошкольных и спортивных учреждений уделяется особое внимание, ведь средний возраст жителей юного города составляет двадцать шесть лет. Ежегодно здесь рождается более тысячи детей. Только в Припяти можно увидеть парад колясок, когда вечерами мамы и папы гуляют со своими малышами… Припять уверенно шагает в будущее. Ее промышленные предприятия продолжают наращивать производственные мощности. В ближайшие годы будут построены энергетический техникум, еще одна средняя школа, Дворец пионеров, молодежный клуб, торговый центр, крытый рынок, гостиница, новые здания авто- и железнодорожного вокзала, стоматологическая поликлиника, кинотеатр с двумя кинозалами, магазин „Детский мир“, универсам и другие объекты. Въезд в город украсит парк с аттракционами. По генеральному плану в Припяти будет до восьмидесяти тысяч жителей. Полесский атомоград станет одним из красивейших городов Украины». Ю. Евсюкова, фотоальбом «Припять». Издательством «Мистецтво», 1986 год.

Ю. Евсюкова, фотоальбом «Припять». Издательством «Мистецтво», 1986 год.
27 июля 1967 года комиссия Уральского отделения «Теплоэлектропроект» вылетела на площадку строительства для поиска оптимальной площадки под посёлок атомщиков и строителей АЭС. Главным проектировщиком будущей Припяти стал свердловский архитектор Геннадий Иванович Олешко. Комиссия выбрала семь возможных площадок: в районе Чернобыля, севернее и южнее села Копачи, в районе станции Янов — западнее, и на месте поселка Лесной.

Окончательный выбор пал на площадку южнее села Семиходы. Геннадий Иванович задумал превратить будущий поселок в современный город, связующее звено различных транспортных магистралей. Близость железнодорожной станции, наличие судоходной реки и автотрассы, связывающей БССР и УССР — эти факторы давали большой потенциал будущему населеному пункту, давая возможность в будущем перерости зависимость от АЭС.

Все ответственные лица с самого начала строительства Припяти находились непосредственно на строительной площадке. Проектное задание по посёлку было выпущено в уже в конце 1969 года. В этом же году были выполнены первые рабочие чертежи коммунальных систем, первого микрорайона и временного поселка строителей.

4 февраля 1970 года считается началом строительства города. В этом году было заложено общежитие № 1, здание строительного управления, столовая № 1, начался монтаж поселка «Лесной». Огромный коллектив трудился над городом будущего, стремясь воплотить все самые передовые идеи в области проектирования и строительства.
Дома серии 111-84 в Пятом микрорайоне
Вместе с вводом первых блоков ЧАЭС сдавались первые дома в поселке строителей. В июне 1971 года рабочая комиссия приняла первый 90-квартирный дом. В августе 1971 года принимались в эксплуатацию инженерные сооружения жилпоселка: пусковой комплекс водоснабжения, канализации и технического и водоснабжения. В декабре 1972 года была построена первая школа.

Первыми сериями Припяти стали пятиэтажные общежития массовой общесоюзной серии I-447С-17 и пятиэтажные всесоюзной серии жилых домов 111−60−9. Было построено четыре дома. Пятиэтажки сосредоточились в первых трех микрорайонах.

Во второй половине 1970-х началось возведение улучшенных серий. Основу застройки Припяти составила комфортабельная девятиэтажная серия 121−60−25 с улучшенной планировкой, разработанная Минатомстроем. В таких домах предусматривались двухэтажные квартиры для многодетных семей. Также город получил девятиэтажную многоподъездную серию 121-Т родом из Тольятти. Высотными доминантами стали шестнадцатиэтажные дома московской серии II-60. В Москве от нее отказались — вероятно, в пользу серии 1МГ-601. Она распространена в Тольятти, есть несколько зданий в Московской области.

В начале 1980-х началось возведение более продвинутых серий домов, таких как волнообразная девятиэтажная серия 111−84 и киевская шестнадцатиэтажная серия БПС-6. Эта серия была воплощена всего в двух домах, один из которых в среде ликвидаторов и сталкеров получил известность под названием «Фудзияма».
Дворец культуры «Энергетик» на главной площади Припяти
Инфраструктура не отставала от темпов строительства жилья. К середине 1980-х в городе были сооружены: Дворец культуры, Дом книги, кинотеатр, гостиница, четыре библиотеки, школа искусств с концертным залом, комплекс медицинских сооружений, благоустроенные средние общеобразовательные школы, профтехучилище.

Все индивидуальные постройки тоже имеют в основе типовой проект, но проектные серии до неузнаваемости видоизменялись для нужд комфортного существования города. Так самые известные сооружения Припяти имеют следующую серийную основу: ДК «Энергетик» — серия 2С-06−9/70, отель «Полесье» — серия 284−5-12, бассейн «Лазурный» — серия 292−3-4.
Вид на улицу Леси Украинки.
На фото видны дома серии 121-60-25.
В Припяти действовал филиал Куйбышевского всесоюзного заочного энергостроительного техникума. Планировалось открытие филиала Киевского политехнического университета. Была создана широкая сеть бытовых учреждений, столовых, кафе, магазинов, построено свыше десятка детсадов.

Часто проектировщики шли против установленных норм. Бассейн «Лазурный» появился только благодаря настойчивости главного архитектора проекта. Потребность в его строительстве привязали к нуждам профильной средней школы № 3, обосновав необходимостью учить детей плавать из-за близости реки. После постройки бассейн стал общедоступным.

К 1976 году судоходный фарватер реки Припять продлили на десятки километров вверх по течению, что делало город важным маршрутом для водного транспорта.
Строительству различных дошкольных и спортивных учреждений уделялось особое внимание, ведь средний возраст жителей атомограда составлял двадцать шесть лет. В город съезжались молодые специалисты со всей страны. Ежегодно в Припяти рождалось более тысячи детей. Для проектировщиков демографический бум стал большой неожиданностью.

С точки зрения проектирования Припять стал городом с ярко выраженным центром, вокруг которого сосредотачивались административные сооружения: здание Горкома, гостиница «Полесье», ДК «Энергетик, торговый центр, кинотеатр «Прометей», Парк культуры и отдыха. Уже вокруг этой зоны разместились жилые кварталы. Таким образом, проектировщики стремились сделать город компактным. Из любого квартала до центра можно добраться всего за 15 минут, а из конца в конец пройти за 20−30 минут. Подобная концепция гуманизировала городское пространство и намекала на родство с концепцией города-сада, популярной в конце XIX — начале XX веков.
Отель «Полесье» на Центральной площади Припяти
Основой Припяти стал экспериментальный принцип «треугольной» застройки районов, разработанный группой московских архитекторов под руководством Николая Остоженко. Для принципа «треугольной» застройки характерна смесь жилых домов стандартной этажности и домов повышенной этажности и проектирование равноугольного расположения улиц, что позволяло избежать создания центральной магистрали, которая создавала бы опасность возникновения автомобильных пробок.

Отличительной особенностью такого подхода является визуальный простор и свободные пространства между зданиями, которые использовались для размещения малоэтажных построек школ и детских садов, детских площадок и озеленения уже взрослыми деревьями. Эта модернистская концепция восторжествовала по всему Советскому Союзу в начале 1970-х.

После предварительного утверждения команда Геннадия Олешко внесла в проект застройки собственные изменения, и этот вариант был окончательно согласован. Например, IV микрорайон перепроектировали ради сохранения полдюжины старых грушевых деревьев, которые и ныне произрастают в глубине квартала.

Припять явилась ориентиром для развития советских городов конца ХХ века. Городская планировка предугадывала проблемы скорого будущего, такие как массовая автомобилизация населения и вызванные этим фактором автомобильные пробки. Для Припяти автомобилизация была насущным вопросом — у каждого десятого припятчанина был личный автомобиль и эта цифра продолжала стабильно расти. (Для справки: в 2017 году количество личных автомобилей в среднем по РФ равнялось 2,5 штуки на каждые 10 человек.)

Проектировщики смогли добиться разнообразия в архитектуре города, собранного из типовых блоков. Типовые серии жилых домов удачно комбинировались и дополнялись индивидуальными проектами зданий бытового обслуживания и административных учреждений. Всё это украшалось массовым озеленением и сохраненными природными ландшафтами.

К концу 1988 года в городе должны были полностью сдать в эксплуатацию два крупных торговых центра, дворец пионеров и новый двухзальный кинотеатр, дворец искусств «Юбилейный» и гостиницу «Октябрь», два спортивных комплекса — «Чернигов» и «Припятчанин». В ближайшем будущем в Припяти планировалось построить энергетический техникум, еще одну среднюю школу, межшкольный учебно-производственный комбинат, торговый центр, крытый рынок, гостиницу, новые здания авто- и железнодорожного вокзалов, стоматологическую поликлинику, магазин «Детский мир». На пересечении проспекта Строителей и улицы Леси Украинки должен был появиться телебашня высотой 52 метра. Уже к концу 1980-х Припять должна была получить собственный поезд «Припять — Москва». (Во второй половине 1970-х со станции Янов ходил специальный вагон, который цепляли к поезду до Москвы.)
Геннадий Иванович Олешко смог осуществить свою мечту и в 1979 году Припять получила статус города, население которого не сковывала одна функция работы на Атомной станции.

Припять стала одним из самых современных городов Украинской ССР — широкие улицы, городские кварталы спроектированные с применением самых передовых идей, просторные и качественно возведенные жилые дома, развитый соцкультбыт, развитая система детских заведений, крупный бассейн, отличный стадион, множество магазинов, ПКиО, транспортная связанность со столицами как УССР, так СССР. Эти и множество других факторов делали город комфортным, удобным и уютным для проживания.
Проект перспективной застройки Припяти
В середине 1980-х годов в благополучной Припяти проживало около 48 000 человек, а проектом предусматривалось население 75−78 тысяч человек. Быстрый рост населения способствовало то, что кроме АЭС, жители стали обслуживать удобный транспортный узел всего Полесья — железнодорожную станцию, речные грузовой и пассажирский порты, автобусную станцию.

Припять полюбилась не только новоселам, но строителям и чиновникам — сюда возили туристов и официальные делегации со всего мира, чтобы показать, как живет современный советский народ, а строительные бригады со всего Советского Союза приезжали в Припять получать бесценный опыт по возведению городов будущего.
Припять развивалась как один из самых известных образцово-показательных городов Советского союза, но 26 апреля 1986 года все планы, надежды и мечты были трагически прерваны аварией на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС.

27 апреля 1986 года Припять была полностью эвакуирована.
После развала СССР атомоград был варварски разграблен и отдан на поругание мародеров. В первой половине 2000 годов была остановлена и закрыта Чернобыльская атомная станция.

Но даже в своей современной ипостаси Припять остается уютным городом, островком так и не победившего социализма.
Документальный фильм «Причастность» про строительство Припяти