Нет выгоранию сотрудников: советы для руководителей
Яна Щербакова
Бизнес-тренер, лидер проекта «Нет выгоранию!»
Эмоциональное выгорание — это синдром, возникающий в результате хронического стресса на работе, с которым не удалось справиться. Такое определение даёт Всемирная организация здравоохранения, которая в 2019 году включила эмоциональное выгорание в Международную классификацию болезней. Раньше этот термин использовали в отношении специалистов «помогающих» профессий — сотрудников общественных и благотворительных организаций, медиков, психологов. Сегодня эмоциональное выгорание затронуло все профессии и даже вышло за пределы профессиональной деятельности.

Не стоит ждать, пока сотрудники диагностируют у себя эмоциональное выгорание и захотят уволиться или отправиться в путешествие на полгода. Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Из статьи вы узнаете, что делать руководителю, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание в коллективе.
Каждый сотрудник – лидер
Один из симптомов выгорания на работе — чувство собственной несостоятельности из-за отсутствия успеха и признания. Ценить и уважать сотрудников необходимо, но недостаточно. Важно, чтобы каждый сотрудник был лидером, независимо от того, является ли он руководителем.

Обычно «выгорают» самые мотивированные и активные работники, но не стоит забывать об остальных. Хорошие руководители видят потенциал в каждом сотруднике, дают равные возможности для обучения и развития. Если у кого-то нет перспектив в текущей роли, возможен горизонтальный рост, развитие новых навыков и компетенций. «Чтобы быть лидером, необязательно иметь должность» — так говорил ещё Генри Форд.
По данным исследования «Выгорание сотрудников: причины и методы борьбы», 76% сотрудников хотя бы раз испытывали выгорание на работе, а 28% испытывают его «очень часто» или «всегда». Основные причины выгорания: несправедливое отношение на работе, чрезмерная нагрузка, нечёткие задачи и недостаточная обратная связь, отсутствие поддержки от руководства.
Руководитель – наставник, а не диктатор
Только 57% работников чувствуют, что руководители их ценят.
Источник: Обзор корпоративной культуры в мире, 2021
Вероятность эмоционального выгорания снижается, когда человек чувствует себя частью общего дела, понимает перспективы развития и карьерного роста. Всё это невозможно без регулярной обратной связи и поддержки от руководителя.

Традиционная модель лидерства, основанная на превосходстве и подчинении, давно устарела. Современные руководители должны быть наставниками, которые заботятся о росте сотрудников. Таких лидеров известный учёный Джеймс Макгрегор Бернс называл «преобразующими». Их задача – развивать в сотрудниках уверенность в себе и самостоятельность, объяснять ценность работы, вдохновлять своим примером.
Гибкость и неформальное общение
Частая причина выгорания – нарушение баланса между работой и личной жизнью. Cнижение нагрузки, дополнительный выходной или отпуск – это временное решение. Более устойчивый результат достигается при помощи гибких условий труда и открытой корпоративной культуры. Неформальное общение с коллегами, участие в корпоративных клубах и мероприятиях, свободный график и комфортный офис создают дополнительные ценности.

Например, можно организовать с коллегами беговой клуб или интеллектуальную игру, собрать команду по футболу или хоккею. После тренировок и соревнований ощущение командной работы переносится и в рабочую сферу.

Во время личного общения люди охотнее делятся своим видением и переживаниями. Руководитель может узнать истинную причину выгорания – возможно, сотрудника просто не устраивает его должность и зарплата.
Хороший руководитель связывает сотрудников с целью и друг с другом.
Источники:
Global Culture Report 2021, O.C. Tanner
How to Prevent Employee Burnout, Gallup

Картинки: Unsplash
Шрифт: Georgia

Студентка: Щербакова Яна
2021